Роль  психолога в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и гармоничное развитие наших детей, ведь большую часть активного времени они проводят именно в детском саду. Деятельность психолога в дошкольном учреждении направлена на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса - педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей.  

  • Педагогическо - психологическая диагностика
  • Развивающая работа
  • Адаптационная  работа
  • Психологическое просвещение и профилактика
  • Консультирование

     Педагогическо-психологическая диагностика осуществляется по следующим направлениям: познавательная сфера; эмоционально-волевая сфера; коммуникативная сфера.

Что оценивает психолог?

     При общении с дошкольником, психолог уделяет особое внимание тому, как ребенок идет на диалог. Не менее важно и другое:

  • инициативность в общении;
  • усидчивость в процессе диалога;
  • интерес к обсуждаемой теме;
  • умения и знания малыша с учетом его возрастной категории;
  • состояние основных физических функций;
  • подвижность.    

   Для диагностики познавательной сферы используются классические методики, позволяющие выявить  уровень интеллектуального развития, особенности личностной сферы. Материалы структурированы по возрастам : 3-4 года (вторая младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-7 лет (старшая группа).

     Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях - в группе, на прогулке, на занятиях позволяют достаточно объективно оценить  эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, со сверстниками. Для выявления особенностей развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста психолог использует в своей работе не только  метод наблюдения, а также различные диагностические методики.  

    Развитие коммуникативных навыков у дошкольников - это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желания вступать в контакт («Я хочу!»),умения организовать общение («Я умею!»), знание норм и правил при общении («Я знаю!»). Большинство дошкольников в коммуникативном общении достаточно благополучны, но определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнёра приводят к обеднению коммуникативных способностей ребёнка, оказывают негативное влияние на характер  игровой деятельности, межличностных отношений, определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. Цель педагога психолога - формирование навыков эффективной коммуникации детей дошкольного возраста.

  Развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий. Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально волевой сферы.

    Для детей с особенностями развития разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и его индивидуальные особенности.

    Основные методы коррекционно-развивающей деятельности психолога в нашем дошкольном учреждении: игровая терапия, арт-терапия, куклотерапия, песочная терапия, психогимнастика,релаксационные упражнения,упражнения по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности, упражнения для развития познавательных процессов.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

    Адаптационная работа. Чтобы малышу было комфортно, уютно в дошкольном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Немаловажную роль при этом, играет педагог-психолог. Этот период – достаточно сложный в жизни ребенка-дошкольника и может проходить по-разному. 

       Решение проблемы адаптации ребенка к детскому саду, исходя из опыта работы педагога-психолога, строится в нескольких направлениях: работа с родителями, работа с педагогами группы, организация игровой деятельности  с детьми в адаптационный период, создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

    Цель психологической профилактики – сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.

    Педагог-психолог в дошкольном учреждении выявляет условия, затрудняющие становление и развитие личности воспитанников с учетом их особенностей, осуществляет психопрофилактическую работу с учетом особенностей воспитанников, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации, разрабатывает рекомендации родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности воспитанников.

      Консультативная помощь может оказываться родителям и педагогам в индивидуальной и групповой форме и организуется следующими способами:

 - по приглашению ( по итогам диагностики):

- по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей:

 - по личным обращениям педагогов, для оценки актуального эмоционального состояния воспитанника. 

Помогите своим детям

    Возможно Вы не раз слышали : " Все проблемы родом из детства". Действительно, многие психологические травмы мы получаем  еще в детстве. К сожалению, некоторые из них продолжают угнетать нас  и во взрослой жизни, мешают саморазвитию и нарушают душевное равновесие.

раскрыть / свернуть
Учим ребенка общаться

     Родителям хочется видеть своего ребенка счастливыми,  улыбающимися,  умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном  мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых - помощь ему в этом.

раскрыть / свернуть
Как подготовить ребенка к школе

    Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. 

раскрыть / свернуть
Насилие в семье

Влияние психологического насилия и конфликтов в семье на развитие ребенка и его поведение.

раскрыть / свернуть
Что такое "детские капризы"

        Временами все дети капризничают, например, в период болезни или при резком нарушении привычного жизненного уклада – поступлении в дошкольное учреждение, в случае переутомления , но при нормализации обстановки капризы исчезают. Если же они становятся постоянными, привычной формой поведения, то это уже сигнал какого-то неблагополучия. Что же такое детские капризы?

раскрыть / свернуть
Как преодолеть рассеяность у ребенка?

  Рассеянность - психическое состояние, для которых характерно отсутствие сосредоточенности, внимания.

   Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным

раскрыть / свернуть
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи
раскрыть / свернуть
Игры на развитие коммуникативных навыков, умения действовать в команде
раскрыть / свернуть
Игры для детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
раскрыть / свернуть
Игры на развитие эмоциональной сферы
раскрыть / свернуть